Про закрытие GSC, S.T.A.L.K.E.R. и мой путь в геймдеве

Не понимаю почему все так взволновала сегодняшняя новость о закрытии GSC. Вернее, не понимаю, почему взволновала именно сейчас — потому что, мне кажется, это давно не новость.

Я без всякого яда это говорю. К Сергею Григоровичу я отношусь уважительно. Считаю его хорошим бизнесменом, и мне всегда нравились его непосредственность в общении и отсутствие боязни говорить разные цифры (которые обычно принято не озвучивать).

К S.T.A.L.K.E.R. как к игре я отношусь спокойно. Прошел по разу каждую из них, моды не ставил, в мультиплеере не задротствовал. Мне совершенно не нравилась вся эта мужицкая романтика и песни под гитару у костра, но была по душе тамошняя специфическая атмосфера запустения.

Вообще, S.T.A.L.K.E.R. — это, конечно, не проект, а явление. По всем законам он должен был умереть, закрыться, провалиться. Но нет — выжил, вышел и сорвал кассу. Над ним успела поработать большая часть старожилов украинского геймдева. Всем градом Киевом, если не страной, делали, можно сказать.

Я над S.T.A.L.K.E.R. не работал, но именно благодаря ему попал в геймдев. Написал рассказ «Себя выбирая…» на тематический литературный конкурс. Ничего не выиграл, но мой опус через руки художника Вити Марчевского (ныне уже покойного) попал к другому художнику — Денису Волченко. Тот как раз носился с идеей You Are Empty. Он прочитал, ему в целом понравилось, мы встретились, и так я стал сценаристом «…Empty».

Но у меня ощущение, что это было очень-очень давно. В другой жизни прямо. Тогда все было иначе. И рынок был другим, и люди, и условия, и проекты — все. Я тоже был немного другой.

Когда S.T.A.L.K.E.R. вышел, я уже работал в журнале Gameplay. Над передали финальный билд, и за три дня я облазил зону, успев выдать рецензию до дедлайна.

И я помню, что где-то между релизом первой игры и «Чистого неба» Сергей Григорович в разговоре упоминал, что игры для него — уже не главный бизнес. То есть, команда у него была, и S.T.A.L.K.E.R. как проект и как бренд развивался. И книжная серия еще не выстрелила, и Сталкер-фест был впереди, и чемпионаты по мультиплееру… Но когда-то тогда стало понятно, что GSC будет жить ровно столько сколько будет сохраняться коммерческий интерес в играх Григоровича лично.

Ну, так мне показалось. Я могу ошибаться.

И со временем это ощущение усиливалось. Рынок успел поменяться несколько раз, GSC на это никак не реагировала. В ней — глядя со стороны — вообще ничего особенного не происходило. Она не интересовала публику, потому что не делала никаких анонсов. И разработчиков она тоже давно не интересовала — в смысле, не манила новыми проектами, над которыми хотелось работать. Да, время от времени появлялись какие-то вакансии, но в целом было понятно, что там — внутри компании — простите, болотная тишь.

То есть, по сути GSC давно ушла со сцены.

И плакать, и бить в набат надо было раньше, когда видно было, что компания явно отошла от дел. Сейчас это просто оформилось в официальное заявление. И почему все плачут именно сейчас — я не понимаю. Посмотрите на ситуацию прагматично и скажите спасибо, что у нас еще есть 4А и «Метро». Чудо просто. Мастодонт среди студий-разработчиков казуалок, социалок и проектов под мобильные платформы.

37 thoughts on “Про закрытие GSC, S.T.A.L.K.E.R. и мой путь в геймдеве

  1. >>Посмотрите на ситуацию прагматично и скажите спасибо, что у нас еще есть А4 и «Метро»

    Вообще-то 4A. И, кто знает, может они и подберут бренд.

  2. Хорошо выложил свою мысль. Полностью солидарен ( кроме равнодушности к сталкерской тематеки) Как проект это сыскало много фанатов.
    Если и закроется, то не велика потеря.. Значит, GSC сдала. Но у них довольно внушающий проект: Сериал с Гошей Куценко и S.T.A.L.K.E.R 2.
    В общем, поживём — увидим. Это всего лишь слухи, и ничего более. Вот когда официально, то конечно.
    Эх, Григорьевич, что за форс мажор?!

  3. Я так понимаю, сталкера 2 не будет? Печалька…

  4. И как он ещё умудрился «Зов Припяти» выпустить, если перед релизом «Чистого неба» уже терял интерес? И тогда зачем надо было анонсировать S.T.A.L.K.E.R 2, если в итоге проект закрыт. В общем непонятно. Было бы хорошо если это слухи.

  5. ДА ну его на*****. Пи******
    Я эту игру с зов припяти жду сволочи!!!!
    Простите за мат, но я готов щас их порвать
    Взять топор и порезать их на маленькие *****

  6. Green

    Да, точно 4А. Поправил.

    Они сегодня единственная существующая в Украине команда, которая может потянуть такой проект, да. Но у них и с Метро работы не хоть отбавляй, думаю. Плюс эта история с миграцией из GSC в 4А.

  7. Light

    «Зовом Припяти» Антон Большаков занимался. То есть, я думаю, участие Григоровича тоже было. Какое-то. Но непосредственно разработкой руководил Антон.

  8. сергей григорьевич что б у вас руки отсохли как вы могли загубить,убить СТАЛКЕР 2 ??? его много кто ждал очень много и не только на территории бывшего СССР, выпустили бы вы сталкер 2,фильм(сериал) потом бы перебрались на большой экран, фильм бы смотрели не только у нас но и на западе,

    КАК ЖЕ ТАК ??? ЗАЧЕМ ???

  9. Может 4А games купит. Это как раз те люди, которые делали «того» сталкера. Думаю Прохоров не даст пропасть такому проекту, тем более раскрученному. Кстати, а не Прохоров ли был инициатором поездки в зону и изменения основной концепции игры в далеком 2002-м?

  10. Хм, довольно странная точка зрения у автора, который считает что лишь та компания жива у которой что-то там внутри происходит. А что должно происходить? Метание из тематики в тематику? Дикое казуальное влечение после накопленного опыта в «тяжелых» проектах? Теребение модными трендами?

    Кто в этой каше варится тот знает, что тяжелые проекты всегда балансируют на грани Бизнеса и Идеи. Если что-то пойдет не так вы либо влетите в копеечку, либо сделаете никому ненужный высер арт-искуства.

    В конце концов это всего лишь бизнес и личный интерес. Так что не нужно дуть губки и закатывать глазки

  11. «И почему все плачут именно сейчас – я не понимаю.»

    С колокольни простого юзера не видно многого — того, что прекрасно видят люди близкие к геймдеву. Нам, юзерам как раз показывали, что всё ОК, и дела идут.

  12. Ходят слухи о том, что с донецкой бандой не поделились.

  13. >>«Зовом Припяти» Антон Большаков занимался. То есть, я думаю, участие Григоровича тоже было. Какое-то. Но непосредственно разработкой руководил Антон.

    Руслан Диденко руководил. Большаков покинул команду после «Чистого неба». А после «Зова Припяти» ушел арт-директор Илья Толмачев и еще куча народу. Непонятно, кто делал Сталкер 2 и делали ли его вообще. И непонятно, к чему был этот цирк с его анонсом.

  14. «Мне совершенно не нравилась вся эта мужицкая романтика и песни под гитару у костра, но была по душе тамошняя специфическая атмосфера запустения.»

    плюсую. У меня такие же «чуства» к Сталкеру были

  15. bes.internal

    Мне кажется очевидным, что компания-разработчик должна что-то разрабатывать. Даже если это команда «одного проекта» — как Ноти Дог — перерыв между проектами небольшой.

    А после выхода «Зова Припяти» GSC взяла ну очень затяжную паузу. И не сказать, что там был какой-то активный препродакшен. Да, художники, разумеется, рисовали. Наверняка какие-то идеи придумывались, но движухи не было. В индустриальной среде это же очень чувствуется. Никто не говорил «О, а там второй STALKER. Очень круто, давай пойдем его делать!».

    Плюс о старых идеях компании тоже ничего не было слышно. Там когда-то были планы на счет Wii и все такое.

    > В конце концов это всего лишь бизнес и личный интерес. Так что не
    > нужно дуть губки и закатывать глазки

    Вот. Совершенно верно.

  16. Scavenger

    Меня бы насторожило, что компания что-то анонсировала и НИЧЕГО не показывает долгое время. Нет ни новостей, ни картинок, ни там дневников разработчиков… Тишина полная.

    Хотя, конечно, я тут не могу отделиться от «индустриального субъективизма».

    Наверняка со стороны иначе.

  17. Эх, а я почему-то накрепко запомнил статью 2001 (!) года в Game.EXE про Venom. Codename: Outbreak — это был, кажется, первый проект GSC.

    Впрочем, тот номер Game.EXE был моим первым прочитанным журналом про игры. У меня тогда и компьютера-то не было, а лет мне было…мало! 🙂 Наверное, потому и запомнил статью и прикольную обложку.

    Мне жаль даже не столь конкретно GSC, а вообще игровую разработку в России и Украине. Как-то уныло в последнее время. Посткризисный период, наверное.

  18. как так все игры сталкер и невыносимо ждал кокда же выйдет новый а тут такие новости:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(:(

  19. Надеюсь на студию 4А Games и их анонсированную игру Metro Last Light. Ребята, не подкачайте хоть вы. И было бы здорово, если бы теперь уже бывшие разработчики сталкера усилили коллектив 4А.

  20. ARTD

    Я тот журнал тоже помню 🙂

    А разработка и в Украине, и в России идет полным ходом. Просто акцент сменился на казуалки/социалки/iPhone. Лучшим проектом 2011-го для iPad по мнению Apple стала украинская игра Contre Joure, например.

    У нас просто так и не научились управлять большими командами, чтобы эффективно разрабатывать ААА-проекты. Поэтому таких единицы остались.

    А вот небольшим студиями с небольшими проектами — легче. Поэтому получается.

  21. Будет ОЧЕНЬ ПЕЧАЛЬНО если второй сталкер так и не увидет свет… Но раз его разрабатывали, готовили, значит какой-то материал есть??? Пускай этим займётся другая студия, да кто угодно только бы дело дошло до выхода в свет. Очень хоЦЦа на это надеяться.

  22. Ситуация настолько абсурная,что трудно что-то даже предполагать.
    Если есть основания,тогда расскажи нам о них.
    Пока этого не произошло,остается привкус предательства.
    СТАЛКЕР,это не просто игра.
    Если-бы было больше времени,то в КИЕВ к офису приехали бы
    тысячи сталкеров.

  23. По моему глубокому убеждению такой проект как STALKER просто обязан продолжать существовать. Более того, со временем, как мне представлялось, идея игры должна была трансформироваться глубже, должны были появиться совершенно другие сценарии к вселенной игры, которые можно было бы воплотить на новых движках, подгоняемых под новые требования видеокарт. Мы могли бы увидеть и вторую, третью и даже десятую части игры, которые расширили бы мир зоны. Фантазии бы у разработчиков хватило бы, я уверен. Вспомнить хотя бы какие порой фантастические идеи предлагали сами фанаты на призыв предлагать для второго сталкера на сайте http://stalker-gsc.ru.
    Кстати, Ярослав, а вы действительно были сценаристом You Yre Empty? На мой взгляд игра получилась неплохой, вот только на те бы восхитительные локации подинамичней сюжет, и был бы шедевр

  24. Действительно был. Но по разным причинам в финальную версию игры не попало и половины от задуманного. Это не только сценария касается — там должно было быть больше всего: локаций, оружия, противников…

  25. » Эх, а я почему-то накрепко запомнил статью 2001 (!) года в Game.EXE про Venom. Codename: Outbreak – это был, кажется, первый проект GSC.
    Впрочем, тот номер Game.EXE был моим первым прочитанным журналом про игры. У меня тогда и компьютера-то не было, а лет мне было…мало! 🙂 Наверное, потому и запомнил статью и прикольную обложку. »

    Да! У меня до сих пор все номера с 1999 по 2006 Game.EXE сохранились! И я тоже помню статью про Веном, и интервью с разработчиками — Сергеем Забарянским и Романом Лутом. Сейчас даже не верится, что спустя десять лет так получится… А тогда всё начиналось! И начиналось красиво!

    Воистину написали в одном из номеров Game.EXE: про эти истории и как всё начиналось будут рассказывать на прокурённых кухнях опытные игроки молодым.

  26. я скорее всего очень многого не понимаю, но мне кажется сталкер 2 будет выпущен, пусть даже и какой либо другой компанией, да и значительно позже. Проект уже раскрученный и многие ждали «сталкер 2», невыгодно хоронить

  27. я знаю, что Григорович уже получил предложение о покупке всех наработок по Сталкеру-2 и всех зарегистрированных прав.
    и отказал без объяснения причин, даже не вступая в торг.

    это о чем-то говорит

  28. Это может, например, говорить о том, что ему просто предложили невыгодные условия покупки. Но не значит, что разработка ведется.

    Впрочем, слухи о поиске инвестора ходят. Посмотрим, чем это все закончится. Мне кажется, шансы вполне реальны.

  29. Бывшая команда Сталкера делает Survarium, Bethesda вроде занялась «Сталкером 2». Такие новости.

  30. а что больше вариантов нет никаких насчёт продолжения????? остались тоько большие надежды на игру и создателя!!!!!

  31. ты чё тварь охринел чтоли закрывать сталкер 2 я играю уже 6 лет в него и если ты его закроеш я тебя тварь найду

Добавить комментарий

